Вода на душ населения

Автор: Администратор сайта вкл. . Опубликовано в Новости ЖКХ

05.03.2014

Тарифы на воду и канализацию в этом году вырастут всего на 2,1 процента, что по сравнению с остальными коммунальными услугами ничтожно мало. А после 2015 года на основе новых методических указаний по расчету регулируемых тарифов  стоимость воды можно будет "заморозить" и вовсе на пятилетку.

С одной стороны, новый "технический документ" защищает потребителей воды. С его помощью водоканалы и другие организации водоснабжения и водоотведения смогут устанавливать со следующего года долгосрочные тарифы, действующие сначала три, а потом пять лет, пояснил "РГ" член рабочей группы по развитию ЖКХ Экспертного совета при правительстве Алексей Макрушин. Это защитит потребителей от резких скачков стоимости воды. "Новая методика как раз определяет формулу для расчета этих тарифов. Будет зафиксирована некая формула, также будут зафиксированы параметры этой формулы, - пояснил он. - Здесь же прописаны условия, при которых первоначальный расчет тарифа может измениться. Среди них, например, увеличение инфляции или водного налога".

С другой стороны, новый документ поддерживает поставщиков. Надо отметить, что тарифы на воду среди всех коммунальных услуг в последние годы росли самыми медленными темпами, даже меньше инфляции. А в 2012 году впервые зафиксировано падение выручки водоканалов.

Основная причина - снижение потребления воды. "Люди поставили водные счетчики и стали задумываться об энергоэффективности, - пояснил Алексей Макрушин. - По данным Росстата, с 2007 по 2012 годы потребление воды упало аж на 20 процентов". Новые методические указания позволяют делать организациям расчеты таким образом, чтобы установленные тарифы хоть как-то покрывали расходы.

Методика по расчету тарифов на услуги водоканалов - долгожданный документ для отрасли, заявил "РГ" заместитель исполнительного директора Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ) Александр Эпштейн. "ФСТ России должна была утвердить его до 25 мая прошлого года, - заявил он. - Ввиду срыва сроков принятия методики отрасль столкнулась со сложностями при установлении тарифов на этот год. Закон требовал устанавливать тарифы по-новому, но не объяснял как. Но с ее появлением требования закона наконец конкретизированы и тарифы на 2015 год будут устанавливаться по новым правилам".

Однако, по его словам, документ полностью не решит проблемы в "наибеднейшей части ЖКХ". "Учитывая, что основной вектор развития отрасли - привлечение частного инвестора при установлении долгосрочных тарифов, механизмы возврата средств инвестору прописаны в методике весьма туманно", - пояснил Эпштейн. Принимая во внимание, что рост тарифа ограничен в этом году 2,1 процента, главную надежду водоканалы и частные инвесторы, как выяснилось, питали на метод индексации, суть которого должна была быть раскрыта методикой. "Большие надежды возлагались на приведение уровня тарифов к реально необходимым в тех городах, где они исторически были занижены в угоду политической конъюнктуре, - отметил Эпштейн. - К сожалению, описание данного метода заняло весьма скромное место в документе".

Сейчас главным действующим лицом становятся регулирующие органы в субъектах, которые либо ответственно подойдут к этой проблеме, либо красивые слова о модернизации останутся на бумаге, отметил он.

По мнению некоторых специалистов, в этой ситуации помогут социальные нормы на воду, которые могут быть введены вслед за соцнормой на электроэнергию. С одной стороны, они подтолкнут россиян к экономии, снизив тем самым давление на сети, а с другой, позволят поставщикам увеличить доходы за счет "расточительных" потребителей. Однако эксперты, опрошенные "РГ", отнеслись к этой идее скептически.

Сама идея неплохая, считает Александр Эпштейн, но "хромает" реализация. В первую очередь могут пострадать социально незащищенные россияне, уверен он, те, кто не в состоянии купить себе стиральную и посудомоечную машину, многодетные семьи и так далее. "Если и вводить соцнорму на воду, то надо разработать четкий механизм социальной поддержки, - отметил представитель РАВВ. - Что касается водоснабжающих компаний, то им понадобятся какие-то дополнительные гарантии прибыли, которая не должна зависеть от потребления воды конкретным россиянином. Да и неплохо было бы установить в квартирах и домах новые водные счетчики, которые бы передавали данные дистанционно".

Между тем, по словам Алексея Макрушина, соцнорма на воду уже успешно "работает" во многих странах мира. Но в России с ней спешить не надо, сначала необходимо дождаться официальных результатов проведения эксперимента по введению соцнормы на электроэнергию в шести регионах России. "Но если требуются большие инвестиции в водоснабжение, то рост тарифов неизбежен. В этом случае, возможно, норму и стоит внедрить, - заявил он. - Чтобы какой-то объем потребления воды оставить социальным, а сверх него увеличить тарифы. Решение за властями".

Российская Газета

Школа для управдома

Автор: Администратор сайта вкл. . Опубликовано в Новости ЖКХ

04.03.2014

Низкая квалификация управляющих многоквартирными домами - одна из главных проблем отрасли

В Государственной Думе нет единого мнения по поводу того, нужно ли вводить лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами - речь идет о лицензировании управляющих компаний (УК), товариществ собственников жилья (ТСЖ), жилищных кооперативов и других организаций.

Дискуссия развернулась вчера во время "парламентских слушаний" в Госдуме. Главный повод - законопроект, не так давно внесенный в парламент, по которому все организации, управляющие жилыми домами, должны получить лицензию до 1 мая 2015 года, иначе их деятельность будет прекращена.

Однако мнения депутатов разошлись. Одни убеждены, что это поможет навести порядок в сфере управления жилищным фондом и коммунальным хозяйством, другие - что это повредит конкуренции в отрасли, и прежде чем говорить о лицензировании, надо сначала создать систему образования и повышения квалификации ее работников.

По мнению руководителя Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галины Хованской, низкий профессиональный уровень тех, кто сегодня занимается управлением жилищным фондом, одна из главных проблем сферы.

"Основная масса работников и управленцев пришла из бывших госпредприятий, поэтому, прежде чем вводить лицензирование, нужно озаботиться созданием системы повышения квалификации для них", - сказала Галина Хованская.

Также она опасается, что лицензирование разрушит конкуренцию на рынке управления многоквартирными домами, поскольку и сейчас есть случаи, когда муниципалитеты устанавливают коррупционные правила игры для управляющих компаний, а тех, кто не соглашается, выдавливают с рынка. Если при такой ситуации ввести лицензирование, то может получиться, что "неудобные" властям компании будут оставаться без лицензий, а получать их будут муниципальные, государственные или аффилированные с ними предприятия, тем более что законопроект не предусматривает какую-либо ответственность глав муниципалитетов.

Кроме того, по ее мнению, не нужно лицензировать товарищества собственников жилья и жилищные кооперативы, поскольку они являются некоммерческими организациями и не осуществляют предпринимательскую деятельность, а значит, такая мера для них избыточна.

Ее оппонентом стал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству Мартин Шаккум. Он уверен, что введение системы лицензирования сможет серьезно изменить ситуацию в жилищно-коммунальной сфере и повысить качество предоставляемых услуг.

"Появилось очень много компаний, которые без всякой проверки на квалификацию, без соответствующего оборудования и имущества вышли на этот рынок", - сказал он. И добавил: речь о здоровой конкуренции на рынке можно вести тогда, когда на нем присутствуют добросовестные компании, а у нас картина в этой отрасли пока иная. Лицензирование позволит сделать управление домами более профессиональным.

Депутат напомнил, что законопроект предусматривает персонифицированную ответственность губернатора, руководителя жилищного надзора и руководителей управляющих компаний, но в документе не хватает ответственности муниципальных органов власти, которые являются связующим звеном в общении с потребителями услуг ЖКХ. Эту недоработку, по его мнению, следует исправить ко второму чтению.

Российская Газета

Нормам грош цена

Автор: Администратор сайта вкл. . Опубликовано в Новости ЖКХ

27.02.2014

Вводить ли соцнормы на электроэнергию - решать субъектам федерации

Социальная норма на электроэнергию, которая гарантирует низкие тарифы на свет, будет применяться не во всех регионах. Субъекты должны решить, готовы ли они субсидировать тарифы в рамках соцнорм или отдать все регулирование платы за киловатты на усмотрение Федеральной службы по тарифам (ФСТ).

На это им дается чуть больше двух лет. Принять решение надо не позднее 1 июля 2016 года, следует из документа, опубликованного на официальном сайте правительства. Сейчас тариф, который устанавливает ФСТ, ненамного больше, чем тот, что планируется заложить в социальную норму. Он далек от экономически обоснованных цен за киловатт. И те, кто экономит каждую копейку, уже сейчас стараются потреблять электричество по минимуму, а кому позволяет бюджет, тот на даче и воду в бассейне греет.

Пока что расценки для всех установлены одинаковые. Но через несколько лет, если социальная норма укрепится в регионах, то тарифы ФСТ станут более экономически оправданными, отмечают эксперты. Введение социальных норм потребления не означает отмены государственного регулирования.

Региональные органы регулирования будут рассчитывать для различных категорий потребителей два тарифа - в рамках социальной нормы потребления и сверх нее, пояснили "РГ" в ФСТ.

Но для тех домохозяйств, которые попадут в пределы социальной нормы, снижение тарифа может составить от 3 до 10 процентов. "И сверх соцнормы для тех, кто не попадает в социальную норму, рост не должен превышать, по нашей оценке, 40 процентов", - заявлял ранее министр строительства и ЖКХ Михаил Мень.

Если регион откажется от ведения такой нормы, то резкого роста тарифов не ожидается, отмечают эксперты. Ведь предполагается долгосрочное регулирование совокупного платежа за все коммунальные услуги, и стоимость киловатт не должна прыгнуть выше планируемых там размеров, поясняют эксперты.

В постановлении уточняются требования к величине устанавливаемой социальной нормы, к предельным минимальным и максимальным уровням цен (тарифов) в пределах и сверх социальной нормы. Например, для домов и квартир, где живут многодетные семьи, инвалиды и дети-инвалиды, установлена повышенная соцнорма с коэффициентом 1,5. Но в первый год введения соцтарифа они будут оплачивать электроэнергию в пределах установленной в регионе нормы, вне зависимости от того, сколько "нажгут".

Расчет для всех будет вестись по одной формуле, которая будет учитывать количество тех, кто живет в доме или квартире. Если, например, на даче никто не прописан, то на такое домохозяйство будет выделяться определенное количество киловатт, а сверху надо будет платить по более высоким расценкам.

Регион также вправе вести соцтариф на электричество и для ТСЖ, управляющих компаний. То есть жители многоквартирных домов будут заинтересованы, чтобы в их доме днем не горел свет, а лампочки были энергосберегающие. Тогда уложатся в соцтариф и плата за коммуналку будет меньше. Если же в доме еще есть котельная, которая работает на электричестве, то и "проветривать" постоянно подъезд будет накладно. Хотя, конечно, тарифы для домов, где нет газа и все работает на электричестве, так и останутся ниже в целом. А вот, те кто заменил в квартире газовую плиту на электрическую, все равно будет платить по более высоким расценкам и "индивидуальный уход от газа" никто учитывать не станет.

"На мой взгляд, решение о введении социальной нормы, ее корректировке регион должен принимать самостоятельно с учетом реального состояния дел в регионе - климата, доходов населения, состояния жилищного фонда, причем делать это можно будет в определенной временной перспективе, - заявлял ранее Дмитрий Медведев на одном из заседаний кабмина. - Какой она может быть? Об этом нужно договориться, и после этого уже каждый регион будет по своему графику такого рода социальную норму вводить. Обязаловки и тотального введения, я думаю, нам сейчас допускать нельзя ровно потому, что у нас нет абсолютно точных данных, что и как будет происходить".

Напомним, что эксперимент по ее введению стартовал 1 сентября в 6 регионах. Электроэнергию разделили на "дешевую" и "дорогую". Киловатты в пределах нормы стоят дешевле, а те, что сверх нее, - дороже. Расчеты должны быть сделаны так, чтобы не менее 80 процентов потребителей платили за электричество по тарифу, установленному на потребление в пределах соцнормы. В качестве примера обычно приводят Владимирскую область, где соцнорма - 50 кВтч на человека в месяц. Объемы потребления электроэнергии сверх нормы в 2013 году не превышали 25 процентов. В Красноярском крае размер соцнормы - 75 кВтч, там доля электроэнергии сверх нормы - 10 процентов.

Российская Газета

Научиться умной экономии

Автор: Администратор сайта вкл. . Опубликовано в Новости ЖКХ

03.03.2014

Многодетным семьям увеличат соцнорму на электроэнергию

Через два года регионы должны дать ответ правительству - нужны ли им социальные нормы на электроэнергию или достаточно действующих тарифов. За это время предстоит решить, как эффективнее вести бухгалтерию для киловатт/часа. Специалисты уже начали предлагать разнообразные варианты. От введения субсидий для малоимущих граждан до полного отказа от социальных норм.

"Тарифы могут вырасти как минимум в два раза для тех, кто будет расходовать энергию сверх соцнормы, - заявил "РГ" председатель комитета Госдумы по энергетике Иван Грачев. - А таких в России много. Эксперимент в регионах показал, что в норму могут не уложиться 20-40 процентов жителей, в том числе и малообеспеченные россияне". Например, семьи с одним или двумя детьми, пенсионеры, у которых старая энергоемкая бытовая техника. А также наниматели жилья - студенты, командированные, молодые семьи. Именно арендаторы, как правило, оплачивают счета за электричество. Таких квартир в России тысячи.

Чтобы этого не произошло, эксперты предлагают компенсировать из регионального бюджета плату за свет, если сумма в платежке за него превышает 15 процентов от совокупного бюджета семьи. Напомним, что сейчас в стране уже действует правило, по которому россияне получают субсидию из региональной казны в случае, если объем платежей за ЖКХ превышает 22 процента. "В итоге по повышенным тарифам будут реально платить лишь самые обеспеченные и "неэкономные" россияне. Таких должно быть не более семи процентов россиян", - уточнили участники совещания, которое прошло в Госдуме. Это владельцы коттеджей, больших квартир, домов, где постоянно включен теплый пол, несколько телевизоров, компьютеры или бытовая техника. Если это не учесть, то россияне с небольшими доходами не смогут "потянуть" новые тарифы, в результате чего долги за коммуналку вырастут еще больше, опасаются эксперты совещания.

Эксперимент по введению социальной нормы стартовал осенью прошлого года в шести регионах. Его суть в том, что электроэнергию разделили на "дешевую" и "дорогую". Киловатты в пределах соцнормы стоят меньше, чем те, что сверх нее. Норму устанавливают местные власти. В зависимости от региона ее размер отличается почти в четыре раза. Во Владимирской и Нижегородской областях соцнорма составляет 50 кВт в час на человека, в Ростовской области - 96, в Забайкальском крае - 65, а в Орловской области - уже 190. Для тех, кто не укладывается в норму, перерасход обходится дороже в среднем на сорок процентов. Сколько тех, кто платит такие деньги? Среди жителей Владимирской области их оказалось 40 процентов, Забайкальского края - 30 процентов. Зато в Орловской области - всего 10 процентов. А здесь, как помним, самая большая соцнорма, она почти в четыре раза выше, чем во Владимирской области (где, заметим, в четыре раза больше тех, кто не уложился в норму). Прямая зависимость очевидна, и региональные власти вполне могут управлять процессом.

Еще одна проблема, сигнализируют эксперты: сложность учета домов и квартир по существующим критериям. Сейчас при расчете нормы учитывается не только климатические условия региона, но и состав семьи, и тип жилого помещения. Но за такой короткий срок, по словам экспертов, сложно разобраться - у кого какой дом, сколько человек живет в семье, есть ли второе жилье, совпадает ли проживание с местом прописки и так далее. В связи с этим прозвучало еще одно предложение - отложить введение социальной нормы на неопределённый срок. "Регионы должны изучить жилой фонд, "поднять" необходимые документы. И двух лет для этого недостаточно", - уверяют эксперты. То есть "срок для раздумий" надо увеличить, впрочем, насколько, никто сказать не решается. А за это дополнительное время, по словам экспертов, россияне сами должны понять необходимость "умной" экономии энергии. И поменять старые советские холодильники на новые энергосберегающие, а лампочки накаливания - на светодиодные и так далее.

Но есть и более радикальные предложения. Законодатели подготовили законопроект, в котором предлагают вычеркнуть из законов об энергетике само понятие "социальная норма". По словам авторов, введение соцнорм не решит поставленных правительством задач - не сократит перекрёстное субсидирование и не подтолкнёт россиян к экономии электричества. "Они фактически станут еще одним механизмом повышения расходов населения на оплату коммунальных услуг", - говорится в пояснительной записке к документу.

Эти предложения вызвали жаркие споры среди специалистов по энергетики и коммунальному хозяйству.

Российская Газета

Стой - газ, два

Автор: Администратор сайта вкл. . Опубликовано в Новости ЖКХ

24.02.2014

Россиянам будут отключать газ уже через два месяца неуплаты

Если не оплачивать счета за газ в течение двух месяцев, его могут отключить. Об этом говорится в постановлении правительства, подписанном премьер-министром Дмитрием Медведевым. Документ опубликован на официальном сайте кабмина.

"Постановлением сокращается число периодов неоплаты, при которых возможно применение санкций по ограничению (отключению) подачи газа - с трех до двух, а также сокращается период уведомления потребителя перед введением санкций до 20 суток", - сказано в сообщении пресс-службы правительства.

Это сделано для того, чтобы сократить колоссальные долги нашего населения за газ. По информации минэнерго, задолженность россиян за поставленное "голубое топливо" по состоянию на 1 декабря 2013 года достигла 45 миллиардов рублей и продолжает расти. Около 63 процентов всей задолженности приходится на субъекты Северо-Кавказского федерального округа.

А все из-за того, считают в правительстве, что до последнего момента поставщик мог отключить газ только в случае неоплаты или неполной оплаты потребленного газа в течение трех расчетных периодов подряд, то есть 90 дней.

45 миллиардов рублей уже задолжали россияне за поставленный газ к концу 2013 года.

По нынешним правилам, поставщик газа обязан дважды уведомить абонента об отключении газа - за 20 и за 40 календарных дней, а также объяснить причины отключения. Кроме того, собственникам жилья в многоквартирных домах направляется еще одно уведомление за 30 дней.

С проблемой долгов населения за жилищно-коммунальные услуги пытаются справиться уже довольно давно. Так, еще в ноябре прошлого года Дмитрий Медведев поручил правительству решить вопрос возможного перехода на авансовую систему оплаты коммунальных услуг в России. Пока над инициативой работают в кабинете министров.

Предполагалось, что авансовая система будет применяться только к тем российским пользователям, неуплаченные долги которых превышают срок полгода. Правда, этот шаг население не успокоил. Декабрьские опросы ВЦИОМ показали, что две трети россиян выступают против введения авансовой системы.

Российская Газета

Еще статьи...

Схема проезда